Как же так? Разве можно любить страдания? Что это за мазохизм?
Как рассуждает сторонний наблюдатель, не понимающий секрет дисбаланса? Вот у человека - страдания, связанные с партнером, а вон там другие люди, от которых страданий нет. Зачем же он выбирает этого, с которым страдания связаны? Вероятно, либо не настрадался еще достаточно (и тогда надо ему жару поддать, например, описать, как он жалко выглядит со стороны), либо любит страдать (и тогда это – просто извращенец), либо имеет бонусы (и значит ценит эти бонусы больше, чем самоуважение).
Некоторые, начитавшиеся про хищников, которые умеют наводить морок, рассуждают иначе. Они считают, что хищник сам держит жертву в состоянии психоза, нагибая ее самооценку ближе к плинтусу и внушая ей чувство вины, поэтому активность нужно направить на войну с хищником. Не будет хищника, жертва придет в себя и заживет нормальной жизнью.
Последние тоже далеки от реального понимания того, что происходит при сильном дисбалансе.
Хищный плюс отличается от нехищного (от такого, который вообще случайно оказался плюсом и ничего такого в жизни не хотел) тем, что может сам, сознательно и последовательно вогнать человека в глубокий минус.
Сознательно и последовательно – в этом отличие. Нехищный, даже добросердечный плюс, тоже может оказаться в ситуации сильного дисбаланса, когда минус окажется на грани распада личности (обратимого всегда, пока человек психически здоров). Просто нехищный плюс это делает неспециально или даже вообще не делает, поле делает это за него. Не факт, что распад партнера у хищника будет больше, чем у нехищника. Нет, у второго может быть больше. Отличие только в сознательности действий и целей. Хищный сам добивается распада (почти всегда в целях материальной наживы), а нехищный – нет.
Но с хищниками тоже все совсем не так просто, как может показаться. Обычно хищники, создающие любовные воронки, не считают, что это такое уж зло. Они считают, что воронка – это кайф, и притягательна она именно этим. Человек лезет в эту воронку, потому что хочет кайф, хочет этот кайф еще и еще, а посильнее увязнув, готов за продолжение этого кайфа платить. Хищник считает, что не он виноват в распаде, а влечение людей к удовольствиям. То есть хищник считает себя чем-то вроде наркотика, а жертву свою считает алчным до удовольствия человеком, который готов это все покупать. Разные модные бренды тоже вызывают аддикцию, считает хищник, и думает, что он не виноват в том, что умеет быть настолько привлекательным.
Большинство людей в той или иной мере обладают хищными желаниями, и это вполне нормально. Женщина не видит ничего плохого в том, что мужчины смотрят на нее мечтательно, а другие женщины завистливо. Мужчина доволен, когда замечает тоскующий взгляд симпатичной коллеги, даже если не собирается на ней жениться. Люди, которые начинают переживать каждый раз, когда видят, что они кому-то очень нравятся, - невротики и берут на себя слишком большую ответственность за других. Эти люди менее здоровы, чем те, кто способен наслаждаться симпатией окружающих просто так.
Нормальный человек, с нормальными или несколько хищными свойствами (удовольствием от собственного магнетизма – от поглощения внимания других) отличается от настоящего хищника лишь границами допустимого. Границы допустимого для хищника намного выше, но точно сказать, где заканчивается обаятельный нехищник и начинается опасный хищник нельзя. Все это – относительно и ситуативно.
Таким образом, небольшим плюсом в поле отношений изначально готов стать любой человек, любой человек рад, когда он нравится другому больше, чем тот ему. А вот становиться очень большим плюсом, вызывать у другого страдания, боль, сильную страсть, хотят не многие. Но становятся частенько безо всякого желания и умысла.
Чего не понимают сторонние наблюдатели, когда видят, как хороший мальчик страдает по плохой девочке, а хорошая девочка по плохому мальчику? Они не понимают, что изначально хороший мальчик не был так хорош, как и хорошая девочка, а их плохие партнеры не были плохими или скрывали это (если они настоящие хищники). То есть изначально обычный мальчик влюбился в обычную девочку, не ангел в черта, как это стало выглядеть потом.
Дисбаланс почти всегда превращает плюс в черта, а минус в ангела. И вот как это происходит.
Два человека встречаются и нравятся друг другу. Нравятся – это значит получают удовольствие от близости. Если один получает удовольствия больше, чем другой, он уходит в небольшой минус. Уже в этот момент в нем начинают понемногу появляться ангельские черты, а во втором – демонические. Посмотрите на пару, и если один открыт, внимателен, добр ко второму, щедр, заботлив, сострадателен к другому намного больше, чем второй к нему – скорее всего, он минус.
Иногда этот ангел ненадолго выходит из своего ангельского состояния и превращается в карикатуру на ангела. Он обвиняет, упрекает, злится, ревнует, расхваливает себя и требует подтверждения своей значимости. В этот момент у тех, кто уже считал его ангелом, словно спадает с глаз пелена. Он становится им противен, он видят, что он «притворялся».
Но притворство тут не причем. Он просто был под воздействием поля дисбаланса. Когда его центр смещается в сторону партнера, он получает оттуда энергию, поэтому его внимание течет туда, и он выглядит как ангел. А когда он ненадолго пытается вернуть центр себе – как волк, скинувший вдруг овечью шкурку, и начавший лязгать зубами и требовать компенсацию. Иногда центр смещается туда-сюда постоянно, иногда подолгу остается в одном положении, это не зависит от силы аддикции, а зависит от обстоятельств, от характера человека и от поведения его партнера.
А что же черт?
В черта превращается любой человек, рядом с которым оказывается тот, кто по отношению к нему – минус. И чем больше рядом минус, тем больше этот – черт. Чтобы перестать быть чертом нужно снизить минус партнера (что сделать очень сложно) или дистанцироваться от него (что тоже сделать нелегко). Но оставаясь поблизости с сильным минусом, не быть чертом практически невозможно.
Посмотрите на пары в дисбалансе. Плюс все время критикует, недоволен, либо холоден и отстранен, он принимает заботу и любовь минуса без благодарности или с формальной благодарностью, не делая в ответ почти ничего, он постоянно раздражен и с трудом удерживается от ядовитых комментариев. Да это просто дьявол, который специально опускает своему партнеру самооценку!
Но, конечно, это не дьявол, и даже не хищник (хищники знают, чего хотят и попусту не раздражаются и не бесятся, зачем им тратить нервы). Это просто человек, который не может уйти по какой-то причине и пытается хоть как-то выправить поле отношений.
Дада, ядовитая критика, раздраженный тон – это попытки вывести отношения в баланс. Поэтому не нужно упрекать плюсов в том, что они не стремятся к балансу. Очень стремятся, иначе бы просто дистанцировались.
Бессознательно плюс хочет оттолкнуть минус на ту дистанцию, которая поможет выправить баланс, сократит его постоянные домогательства и прилипания к плюсу. Но это бессознательно. А сознательно плюс хочет другого. Он хочет избавиться от собственного раздражения и от тягостного чувства вины и от липкости общего поля.
Липкое пространство, а еще духота близости – это довольно точные чувственные образы, которые отражают то, что переживает плюс в поле дисбаланса. Из плюса все время пытаются тянуть энергию, но он не понимает, что это работа поля и считает, что это неправильное поведение минуса, навязчивое и бесполезное одновременно. Плюсу хочется сделать это внимание то более полезным, то менее навязчивым. Отсюда его критика: не так готовишь, не то говоришь, не этот тон, не те вопросы, не так выглядишь, не тем занимаешься, все не то. Плюс придирается не специально, он может одновременно мучиться от осознания того, что слишком многим недоволен. Но он не знает, как ему быть. Уйти почему-то не может (причин может быть много, и обстоятельства, и надежда все исправить, и страх, что минус поведет себя неадекватно, и боязнь взять на себя ответственность за конец отношений) а жить в этой липкой и душной обстановке не может тоже. Поэтому он старается научить минуса правильно себя вести, веря в то, что если минус станет лучше, он сможет относиться к нему без раздражения.
Иногда этот черт превращается буквально в ацкого сотону, особенно, если минус переходит в стадию смещения центра на себя. Минус обвиняет его и упрекает, а плюса разрывает на части гнев. Он и так изо всех сил старается сдерживать себя, он и так терпит так много глупостей и пошлостей со стороны минуса, а его еще и упрекают, от него еще и хотят больше любви и внимания. После стадии сотоны, на которой нередко бывает насилие со стороны плюса, изредка - минуса (эмоциональное или физическое, кто на что горазд) начинается стадия вины. Плюс испытывает отвращение к себе за агрессию, а минус раскаивается в том, что «довел» плюса.
Эмоциональные качели не снижают дисбаланс, а усиливают его. Людей может выбросить из дисбаланса качелями только в одном случае: если качели почему-то качнулись дальше поля, но это бывает редко и обычно под воздействием дополнительных обстоятельств. Если же качели раскачиваются внутри границ поля пары, дисбаланс растет, то есть растет зависимость минуса, которая удерживает и плюса тоже, несмотря на растущий дискомфорт.
Почему у некоторых недовольство нарастает, они терпят-терпят, а потом однажды просто уходят, а некоторые чем больше терпят, тем больше адаптируются и их границы допустимого смещаются? Это зависит от того, на что идет негатив, на повышение или понижение порога. Негатив повышает порог, когда он стирается последующим кайфом, и понижает порог, когда он накапливается.
Хищники умеют этим пользоваться, они сознательно стирают негатив удовольствием и дозу негатива всегда подбирают так, чтобы порог повышался постепенно. Но нехищники тоже делают это часто, совершенно бессознательно: они испытывают вину за агрессию и стараются ее загладить, давая партнеру заботу и любовь, и за границы они далеко не выходят, потому что интуитивно боятся гнева минуса. Поэтому отличить со стороны хищника и нехищника невозможно.
Поле дисбаланса – само по себе очень сильный хищник, и оно само манипулирует теми, кто попал в его ловушку. Можно сказать, что хищник – это тот, кто находится с демоном дисбаланса в договоре и тот работает на него (на его карман чаще всего). А нехищный плюс – такая же жертва, как и минус, и демон дисбаланса разрушает их обоих почти одинаково, а иногда плюса даже больше.
(С) Марина Комиссарова
Comments for this post were locked by the author