Эволюция (evo_lutio) wrote,
Эволюция
evo_lutio

Онегин Пушкина

Посмотрела я вчера "Евгения Онегина" в театре Вахтангова.

Великие произведения сколько ни читай, ни смотри, всегда что-то новое увидишь. Неиссякаемый источник.

Давайте этот первоисточник еще раз внимательно рассмотрим, раз об онегиных у меня столько постов и писем.

Евгений Онегин, кстати, вполне себе КСЖ, хоть и холодноватый. Ленивый такой КСЖ. Пофигист.

В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут - мигом утешался;
Изменят - рад был отдохнуть.
Он их искал без упоенья,
А оставлял без сожаленья,
Чуть помня их любовь и злость.


Вот в фотосериале моем был совсем не КСЖ, а онежий онегин, чистый, с красивой короной, в белоснежном пальто, благородный и честолюбивый герой. Волочиться он считал ниже своего достоинства. Тем более в нонешние времена симпатичный небедный онегин может себе позволить просто качать кубики и банки, девушки сами будут на нем виснуть. Если бы Евгений Онегин мог себе такое позволить тогда, он вел бы себя так же, экономил силы. Но времена были иные.

У Пушкина герой - нечто среднее между КСЖ (которые иногда бывают очень озабоченные) и "рыцарем света". Средним чем-то и являются большинство онегиных. То есть Пушкин как раз описал самый актуальный тип. Немножко КСЖ, немножко рыцарь света, помесь такая.

В Евгении Онегине и благородных порывов много, но и цинизм очень даже присутствует.

Вот он, например, благородно отказывается от Татьяны, хотя она ему сразу приглянулась как женщина, и письмо ее он носит на груди потом годы скитаний. То есть к Татьяне он не совсем равнодушен, но он же - честный человек. Не может он сломать жизнь хорошей девушке.

Быть может, чувствий пыл старинный
Им на минуту овладел;
Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной.


На минуту овладел им чувствий пыл. Овладел бы посильней, никуда бы он не делся, разогрелся бы. С другой стороны, если бы у него не было совести, он бы и минутное желание посчитал достаточным поводом для того, чтобы Татьяну поиметь. КСЖ некоторые так поступают, если в них элемент ответственности слаб. Ну а онежьи онегины даже и не задумываются о таком, всегда поступают как Евгений, только еще более строго.

Вот на это бы онегин из сериала сделал бы особый акцент:

Полюбите вы снова: но...
Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет


Отчитал бы Татьяну и возможно даже немножко унизил за то, что она так легкомысленно отдается на волю мужику, а мужики разные бывают. В те времена это ведь очень дорого девушкам обходилось. Практически - путь в бордель или монастырь.

А вот смотрите, вся концепция настоящих онегиных по поводу брака. Почему они отношений серьезных не хотят. Можно наизусть выучить девушкам.

Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе недостоин я.
Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой.
Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас;
Начнете плакать: ваши слезы
Не тронут сердца моего,
А будут лишь бесить его.
Судите ж вы, какие розы
Нам заготовит Гименей
И, может быть, на много дней.

Что может быть на свете хуже
Семьи, где бедная жена
Грустит о недостойном муже
И днем и вечером одна;
Где скучный муж, ей цену зная
(Судьбу, однако ж, проклиная),
Всегда нахмурен, молчалив,
Сердит и холодно-ревнив!
Таков я. И того ль искали
Вы чистой, пламенной душой,
Когда с такою простотой,
С таким умом ко мне писали?
Ужели жребий вам такой
Назначен строгою судьбой?


То есть онегины как никто другой видят вот это вот унылое супружеское будущее в дефолте. Они уже сейчас в плюсе, поэтому дефолт им очевиден. Бедняжка-жена, желающая внимания, ласк, романтичных вечером вдвоем, и он, онегин, мрачный, занятый работой или охотой, посиделками с друзьями, но уж явно не своей женушкой. Дети ему нужны, может быть, чуть-чуть, но не настолько, чтобы проводить с ними много времени, а жена будет виснуть и обвинять, что он уделяет семье мало внимания. И вся эта жизнь быстро превратится в ад. И этот ад уже сегодня он видит хорошо. Зачем же он в эту петлю полезет?

Смотрите, Евгений Онегин рефлексирует, что это он лично - таков, это он холоден, в нем чувственность спит "я не создан для блаженства", его интересуют мысли, идеи, умозрительно культура, философия и политэкономия, современных онегиных еще бизнес интересует, политика, наука, но только не романтика и не семейный быт, ничего этого им не интересно. Они могут относиться к тем, кому это интересно, с презрением или с недоумением или думать, что наверное в этом тоже что-то есть, но только не для них. Им "простые" (как им кажется - слишком простые) удовольствия кайфа не приносят. Им нужны сложные удовольствия для духа и ума. А в основном, для амбиций, но они не всегда это понимают.

И вот через амбиции онегиных и можно размораживать. Потом расскажу общую схему. А пока посмотрим, как это Татьяне Лариной удалось. Камбэк получился что надо. Можно сказать, всем камбэкам камбэк. Эталон.

Но сначала такой момент давайте обсудим.

Помните сон Татьяны? Медведь ее принес в логово демонов, настоящий шабаш, где Сатаной был Онегин. И Онегин захотел ее, положил на лавку и уже почти даже поимел, но появились Ленский и Ольга, помешали, за что Онегин Ленского убил.

О чем этот сон? С точки зрения терапевтического толкования снов, медведь, демоны и фигура Онегина - это фигуры бессознательного самой Татьяны. Нечто могучее и пугающее в ней (ну либидо ее, что же еще) побеждает ее и приносит ее в логово страшных демонов, где царит Онегин. То есть Татьяна, на самом деле, готова подчиниться своему влечению и прийти к Онегину как Ася Тургенева и сказать, чтобы он ее взял как-нибудь и не отталкивал, безо всякой женитьбы, иначе она погибает. И вряд ли Онегин отказался бы, не смог бы он отказаться, если бы Татьяна повисла бы на нем. Забыл бы про свое благородство и строгие речи, КСЖ в нем бы победил.

В общем, на именинах Татьяны все примерно так и происходит. Как во сне.

Когда же дело до Евгенья
Дошло, то девы томный вид,
Ее смущение, усталость
В его душе родили жалость:
Он молча поклонился ей,
Но как-то взор его очей
Был чудно нежен. Оттого ли,
Что он и вправду тронут был,
Иль он, кокетствуя, шалил,
Невольно ль иль из доброй воли,
Но взор сей нежность изъявил:
Он сердце Тани оживил.


Сердце Тани он оживил, она загорелась, сам он тоже оживился и воспламенился, и от греха подальше пошел с Ольгой танцевать. Выбрал кокетку, тем более, что его давно раздражала идея Ленского жениться. Дальше все знают, чем закончилось. Ленский был застрелен на дуэли, Онегину пришлось спешно отправиться в бега. Благодаря этому медведь Таню демонам во главе с Онегиным не скормил.

У большинства рапунцелей (а Таня была 100% рапунцель, конечно, "девушка с книжкой", которая влюбилась в свою мечту и расплавилась, выбрала себе подходящего под книжный образ принца и вручила себя как приз) получается сценарий из сна Татьяны. Они все-таки преследуют отказавших онегиных и теряют на этом пути много чего. В основном, иллюзии, конечно. Но не только.

Посмотрите, как Пушкин точно описывает проекцию Супер-Эго. Образ Господина, Отца, Творца в один миг проецируются на Онегина, он оказывается центральной, самой значимой фигурой в картине мира Тани. Незнакомый человек мгновенно занимает ту основную нишу, где эта фигура была уже огромной (Бог) но облик ее был смутным, а здесь произошло мгновенное узнавание, идентификация, срастание ниши и образа. И фигура заняла свой трон до небес.

Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?
Не ты ль, с отрадой и любовью,
Слова надежды мне шепнул?


Конечно же это он. В поле Тани.

А вот в поле Евгения ничего подобного Тане не было. Там женщинам была отведена роль чего-то... ну вот про ножки там есть, изящных мол мало, а бывало иногда довольно приятно поглядеть, позырить, ну и все. Незавидная роль, не правда ли? На месте центральной фигуры у Онегина вообще пустота, даже и не он сам, а большой знак вопроса. Экзистенциальный тупик. Но уж точно не Таня или какая-то иная дама, все дамы далеко на периферии были.

Понимаете, откуда получился дисбаланс? Тане и в голову не пришло из-за эгоцентризма (ну да ей 17 всего было-то), что ее картина мира не отображается зеркально в жизни Онегина, он не ее часть, он сам по себе, со своей собственной картиной, в которой совсем другой порядок вещей, не как у нее отнюдь. У него другая жизнь, другой опыт, другие приоритеты и совсем другие ресурсы. Он не ее деревенский романтичный ровесник, тот был бы больше похож, наверное.

Ну и теперь про разморозку, точнее про плавку Онегина.

Ресурсы его во время странствий поистрепались, апатия его глодала, в таком состоянии хочется хоть чего-то, что подпитало бы самооценку. Быть мрачным нигилистом уже сил нет. Фрустрация истощила последние запасы жизненной энергии. Захотелось немного счастья, пусть бы даже иллюзий, но чтобы оживиться и задышать.

И тут Она.

С одной стороны Онегин ее уже когда-то немного присвоил, потому что шары заглотил и не выплюнул. (Объясните, друзья, кто понимает, в каком случае шары заглатываются, а в каком выплевываются?)

Но значимость этих шаров была невелика, они там лежали где-то как маленький бисер. И вдруг оказалось, что это бриллианты. Не стекляшки совсем, значимость шаров начала подниматься (как акции вдруг разбогатевшей компании, да), а с ними и значимость Таниной фигуры.

(Как растет значимость уже заглоченных шаров, тоже поясните, кто понял, только без осуждения. У всех точно так же значимость растет, никто не отличается)

Татьяна, кстати, все это быстро поняла. Короны на тот момент у нее уже не было, выросла девочка, стала зрелой, самооценка реалистичной. Точнее излишне циничной (из-за фрустрации, циниками людей делает фрустрация).

Тогда - не правда ли? - в пустыне,
Вдали от суетной молвы,
Я вам не нравилась... Что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен,
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?


Смотрите, Татьяна цинично препарирует бессознательное Онегина и выносит вердикт, что ее значимость выросла потому, что теперь ее любовь сулит Онегину бонусы к репутации, славу в светском мире, подъем самооценки, роль героя-любовника, рокового мужчины, однако она считает, что ее детская любовь - это нечто более чистое, чем любовь Онегина.

Но разницы нет. Нет разницы, уважаемые носители и носительницы белых польт. В вашем бессознательном точно такая же адская картина эгоистичных пороков и детских слабостей, как и у большинства людей.

Юная Татьяна посадила Евгения на трон Господина, который тогда был в ее детской картине мира. Посадила безо всякого его на то желания, на заранее приготовленное место. Она связала с ним свою самооценку. Вручила ему себя как сокровище и ждала любви, чтобы утверждать себя таким образом.

Он теперь ищет ее оценки, признав своей Госпожой и надеясь что он для нее все еще подарок. Он увидел ее большой фигурой, оценил ее значимость в светском кругу, в кругу своей референтной группы, и поэтому ее любовь будет означать для него честь. Он хочет ей себя вручить как она когда-то хотела вручить ему себя.

Однако Онегин не осознает этого, как не осознавала юная Таня. Только со стороны можно сделать вывод о том, что там за амбиции руководят страстями человека. На уровне эмоций - это чистый огонь. Татьяна пылала, пылает и Онегин в конце романа. Искренне горит! Он не думает ни о каком самолюбии, не рассуждает трезво, он просто горит и томится.

Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!


Он не просит Татьяну ему отдаться, он просит разрешения томиться и гореть, быть иногда рядом и смотреть на нее в блаженстве. И он вполне искренен с нею (нет, ну надеется на взаимность, конечно, но просит о другом).

Вот это важно понимать. Вычленяя механизм, не думайте, что на чувственном уровне вы или другой человек этот механизм рационально проживают. НЕТ, ни вы, ни другой ощущать его не можете. Только мыслить, точнее догадываться, зная логически. Это два совершенно разных уровня. Проживание и толкование. Бессознательные механизмы влияют на рост и уменьшение значимости, зная их, можно выстраивать стратегию, но на уровне воплощения чувств и эмоций - чистая спонтанность, продукт поля, энергия, менять ее направление в момент реализации нельзя, можно только фрустрировать, гасить, но не всегда и небезопасно.

То есть это - тот самый искренний поток и чувственный водоворот. Человека иногда так захватывает, что он может в реку вниз головой прыгнуть или подвиг совершить в порыве чувств. Не руководит эмоциями рассудок. Рассудок нам нужен для анализа и самоанализа, то есть для того, чтобы разгадать загадки фигур в поле и научиться ими управлять заранее, заведомо, априори, а не в момент реализации напряжения.

То есть Онегин вполне искренне влюблен, потрясен и поражен, и, скорее всего, очень долго будет томиться по Татьяне. Отвлечься сможет только если найдет что-то очень значимое для себя, какую-то важную опору, и будет посвящать этому внимание. Но для нигилиста это сложно очень. Нигилист = фрустрант всех ресурсов. Поэтому такие онегины после проваленного камбэка нередко тихо погибают.

Tags: Дисбаланс, КСЖ
Subscribe
  • 129 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
  • 129 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Comments for this post were locked by the author