Эволюция (evo_lutio) wrote,
Эволюция
evo_lutio

Пурпурная роза Каира



Еще про одно кино Вуди Аллена хочу рассказать. "Пурпурная роза Каира"(1985)

Это комедия, смысла которой большинство критиков не поняли, судя по рецензиям об "исцеляющей силе искусства".

Сам Аллен писал, что придумал половину фильма, но долго не знал, что делать с героиней дальше, а потом придумал развязку и все сложилось.

В фильме показана типичная мечтательница, женщина, убегающая от реальности в мир грез. Это - актуальная во все времена тема. Очень плохой локус контроля и нежелание взять руль в свои руки заставляет выращивать такую большую корону, что человек практически перемещается жить в выдуманный мир, вместо того, чтобы в реальном мире совершить хоть один поступок.

В реальном мире Сесилия плывет по течению вниз, в большую яму, а в воображаемом мире коронуется на трон Королевы Мужских Сердец.

Критики писали, что причина плохой жизни героини - в Великой Депрессии (виноваты внешние обстоятельства, точнее внешний локус критиков). Но давайте посмотрим, в чем там было дело.

Официантка Сесилия живет с мужем, который не только не работает, но и пропивает ее деньги, водит домой проституток и бьет ее. Муж требует обслуживать его в быту и Сесилия выполняет все его приказы. У мужа нет депрессии, он веселится, пьет и играет в азартные игры с друзьями, а у Сесилии нет почти никакой рефлексии на тему того, что об нее вытирают ноги. Она иногда догадывается, но ей неприятно думать на эту тему, поэтому она находит отдушину в кино.

В кино она ходит каждый день, по много раз смотря один и тот же фильм. Работает она очень плохо, медленно, постоянно путает заказы и бьет тарелки, потому что вся ее голова занята киносюжетами. На работе она все время болтает со своей сестрой, которая и пристроила ее на эту работу. Сесилия рассказывает сестре истории из кино и сплетни о киноактерах, болтая как одержимая.

Жизнь Сесилии рушится со всех сторон: ее угрожают выгнать из бара за плохую работу и выгоняют в конце концов. Муж обращается с ней все хуже, открыто приводит проституток домой. Сесилия на эмоциях пытается уйти от него, но сразу же возвращается. Зачем прилагать какие-то усилия для изменения своей жизни, зачем напрягать волю, если можно просто забыться в наркотическом киносне?



Вот в таком киносне Сесилия и живет. Весь день вспоминает сон, а вечером с пакетиком попкорна замирает у большого экрана, вытаращив глаза и открыв рот, чтобы целиком погрузиться в мир богатых дам, пьющих шампанское в дорогих кабаках, и романтичных рыцарей. Такая жизнь нравится ей куда больше и какая разница, что это не реальная жизнь, ведь эмоции Сесилии реальны! Они захватывают ее с головой, а от неприятных эмоций в жизни она просто отключается. Как много людей поступают так же, не правда ли?

Ее выгоняют с работы, скоро денег не будет даже на кино, а муж окончательно обозлится, узнав об увольнении. Стресс такой сильный, что с Сесилией происходит чудо. Точнее чудо происходит в ее воображаемом мире (а в реальном - просто сдвиг по фазе).

Любимый герой - романтичный археолог Том Бакстер шагает с экрана прямо в зал и признается Сесилии в любви. Он говорит, что смотрел на нее каждый вечер (они смотрели друг на друга), а теперь бросил кино и будет с ней. Герои на экране в шоке, зрители в зале в недоумении, а Том упрям в своем желании пойти за любимой, куда она скажет.

К сожалению, любимой совсем некуда вести Тома. Деньги в его кармане фальшивые, сделанные для кино, а у нее денег совсем мало. Они немного тусят в парке, доедают попкорн, а потом Сесилия возвращается к мужу, а Том ночует на каруселях. Днем она снова приходит к нему. Так развивается их роман.

Том - прямая противоположность мужу Сесилии. Он такой чистый и такой преданный. Когда проститутка завлекает его в бордель обманом, он рассказывает всем проституткам о своей любви к Сесилии. Проститутки растроганы. Они предлагают обслужить его всем коллективом бесплатно, но Том категорически против. Так Сесилия (через Тома) немного мстит им за то, что муж ее ходит в этот бордель и снимает девушек на улице. Это как бы такой реванш.

В фильме еще много разных моментов, где комичное подчеркивает разрыв между иллюзиями барышень-с-книжками и реальностью. И это довольно забавно (хотя и печально) видеть со стороны. Романтический герой получается не просто наивным, но и почти идиотом, говорит пафосные фразы и ведет себя нелепо. Режиссер показывает, что в реальности ни один из героев женских иллюзий не только не выжил бы, но и им самим был бы не нужен.



В конце концов Сесилия видит, что в ее мире Том совсем не может адаптироваться, так и ночует на каруселях как бездомная собачка, и тогда она пытается просочиться в его мир. Она пролезает в экран, где герои давно паникуют из-за сбежавшего главного героя и суетятся как куры без петуха. Но Сесиль чувствует себя во возобновившемся фильме как коза, которой дали баян. Нигде нет места бедняжке.

Здесь Вуди Аллен пришел в драматургический тупик и надолго отложил сценарий в сторону. А вот, какую развязку он придумал потом.

Актер, игравший роль Тома, под давлением продюсеров едет разбираться, почему его кинообраз сбежал из фильма.

Еще до того, как Сесилия попробовала залезть в фильм, он встречает ее около кинотеатра, точнее она бежит к нему, приняв его за Тома. Актер рассказывает ей проблему, просит помощи, но Том, как истинный романтичный герой и кумир женских грез, категорически отказывается выполнять свой долг и расставаться с Сесилией. Он говорит, что принадлежит Сесилии и будет с ней, пока она от него не откажется. Он и правда ходит за ней как глупая овца и смотрит ей в рот.

А актер прибегает к последнему шансу. Он сам соблазняет Сесилию. Он повторяет ей, что она очень красивая, подстраивается к ней снизу, поет ей песню, признается ей в любви. И Сесилия (которой в глубине души глупая овца Том уже надоела) конечно выбирает его вместо Тома. Она бросает Тома (аргументируя тем, что он нереальный) и тому приходится вернуться на экран, с горечью переживая предательство.

Сесилия радостно собирает чемодан, чтобы ехать с любимым в Голливуд, прощается с мужем (теперь-то у нее есть силы осознать, как плохо он с ней обращался) и мчится на всех парусах. Увы, актер конечно же сбежал. Зачем ему эта тетка? Она даже безработному мужу не нужна. Никому не нужна, а самое печальное - не нужна себе.

Так Сесилия остается ни с чем, фильм с Томом уже увезли и даже поменяли афишу. В слезах раскаяния она опять идет утешаться в кино, купив пакетик попкорна. Она видит другого романтичного героя, которого играет другой актер. Слезы ее высыхают, на губах появляется загадочная улыбка. Киносон ее продолжается. И какая разница, что там, в реальности, пока свою корону есть чем кормить?

Убедительная история, правда? Какие мысли?

А фильм кто-нибудь видел?
Tags: Кино
Subscribe
  • 9 comments
  • 9 comments

Comments for this post were locked by the author