Эволюция (evo_lutio) wrote,
Эволюция
evo_lutio

Category:

Сон Аризоны

Обещанный фильм про печорина.

Эмир Кустурица "Arizona Dream" (1992).

Главный герой Аксель, парнишка 23-лет в исполнении Джонни Деппа.



Драматургию описывать не буду, надеюсь, многие смотрели раньше и, может быть, пересмотрели вчера.

Расскажу печоринскую историю в том самом виде, как она существует всегда, в жизни любого печорина.

А потом алхимическую часть расскажу, может быть не сегодня. Алхимическая часть связана со сном героя (шаманским), с темой рыбалки, летающей рыбы и двумя глазами на одной стороне. В финале фильма старый эскимос (похожий на умершего дядю героя) рассказывает ему, что когда рыба становится зрелой, две ее стороны соединяются в одну, вторую сторону рыба утрачивает, но на самом деле обретает. Это о единстве спонтанности и рассудка, алхимическая женитьба Королевы и Короля, эго-интеграция. Это коротко, а подробней обсудим потом.

Сегодня - любовная часть истории. Хотя любовь для печорина - это всегда вызов своей Королеве. Он видит в женщине персонифицированную Спонтанность, Энергию и Силу. Свою собственную. Со своей Королевой имеет дело. С Анимой.

В какой-то момент Аксель рассказывает, что влюбился в Елену, потому что увидел ее и почувствовал ее невероятную силу. Имя Елена связано с Еленой Прекрасной, символ спонтанности и яблоко раздора. Падчерица ее прямо говорит, что Елена - всегда яблоко раздора для мужчин. Елена старше юного Акселя и потрясает его с первого взгляда. Он видит ее и замирает и больше уже не отходит ни на шаг. Он сразу знает, что влюблен и сразу знает, что она будет с ним. Вот это - печорин. Печорину женщина отказать не может, даже если он не так божественно красив как Депп в этом фильме. Но вообще печорины всегда кажутся более, чем просто красивы, такая у них природа. Даже если они объективно некрасивы, все равно кажутся более, чем красивы.

Кто понимает, в чем суть этой природы и этой красоты?

Намекну, что в отличие от онегиных их поток не имеет никаких порогов и ям, он мощный и свободный, это довольно сильное впечатление, если видишь в жизни 100%-ного печорина. В фильме режиссеру это тоже удалось передать, но там многим наверное кажется, что все это благодаря красоте актера. Но если вспомнить ужасный фильм "Дон-Жуан де Марко" где Депп играет самого Печорина (Дон Жуан это и есть печорин), там из него сделали просто шута горохового, без намека на печоринскую харизму и спонтанность. А здесь кино снимал гений, поэтому талантливый и красивый актер в этой роли засверкал.

Падчерица Елены Грейс превозносит мачеху и ненавидит ее одновременно. Это взаимно, мачеха, как выясняется, убила мужа, который обижал дочь, то есть любит падчерицу, но и ненавидит одновременно. Аксель прямолинейно говорит, что обе - одно целое, две части одного. Но сначала он преданно влюблен в мать. Он видит в ней все то, что так любят печорины: силу, целеустремленность и настоящее самоуважение (ну и сексуальность, конечно, как без нее). Грейс пугает Акселя, что Елена пачками имеет таких малышей как он, съедает их как шоколадки, а потом сует два пальца в рот и выблевывает. Но Акселя этим не напугать.

Он вообще ничего не боится. В начале фильма это хорошо понятно, когда к виску ему приставляют пистолет, а он жует бургер.



Кстати, он девственник в свои 23 года и лишается девственности с той, в которую по-настоящему влюбляется и считает богиней - с Еленой. Это очень по-печорински. Многие ухватились за мысль, что печорины любят богинь, но поняли это по-своему, по-рапунцелевски. Дескать он любит стоять на одном колене и идеализировать обычную бабу. Все не так. Печорины хотят видеть по-настоящему сильную женщину с высоким самоуважением и как только видят, что она слабая, глупая и нервная, мелочная, властолюбивая, зависимая, разочаровываются в ней.

Так и с Акселем происходит. Сначала он обожает Елену и готов с утра до ночи строить для нее аэроплан, воплощая ее мечту о полетах. Он уважает ее мечту, он готов ей служить (на условиях ее любви и уважения к нему). Он делится с ней своей мечтой - жить на Аляске и зовет ее уехать вместе с ним. Елена выглядит безумной, но Акселю ее безумие кажется огромным запасом стихийной энергии и силы.

Грейс его, наоборот, раздражает. Сначала она - антипод Елены. Она влюблена в Акселя и сражается с мачехой за него, она унижается, злится и устраивает концерты. Ему противно на нее смотреть, он жалеет ее и даже спасает в какой-то момент, но кроме досады она не вызывает у него ничего. Эта зависимая и слабая женщина, печорины таких не любят, хотя иногда согласны взять таких в рабыни, если они будут слушаться и следовать указаниям, ведь овцы действительно нуждаются в пастухах.

А потом все меняется. Сначала Елена раздражает Акселя тем, что ее мечта о полете никак не воплощается и она все время истерит. В ней нет никакой силы, она просто безумная фантазерка. Он злится и в аффекте сначала хочет убить Грейс, думая, что это она мешает построить нормальный аэроплан. Но Грейс неожиданно удивляет его смелостью, играя с ним в русскую рулетку (любимая игра лермонтовского печорина). Уже тогда он начинает обращать внимание на нее.

До этого Грейс все время боролась с мачехой, объясняя Акселю, что она не хочет стать на нее похожей, но чувствует, что становится. Она боролась со своей спонтанностью и сексуальностью, проецируя борьбу на Елену. А потом перестала бороться, успокоилась и приняла это в себе, и тогда обрела нечто особенное, индивидуальное.

А Елена совсем сдала. Во-первых, она устроила безобразную сцену ревности Акселю, крича, что он бросил ее, потому что она старая, а он проводил время с молодой. Аксель, который пропал на несколько дней из-за похорон своего любимого дяди, был вынужден оправдываться и убеждать ее. Они бурно ссорились, потом помирились, но значимость Елены пошла вниз. Во-вторых, увидев Елену слабой и зависимой, Аксель стал видеть все ее недостатки под увеличительным стеклом плюса в дисбалансе и недостатков оказалось немало. И вот он уже говорит на Дне рождения Елены про скалу, подробно описывая, как хотел бы быть сброшенным со скалы.

А Грейс, совсем наоборот, все больше впечатляет Акселя. Во-первых, она становится спокойной и уверенной (обретает самоуважение и опору на себя) и щедрой и дарит мачехе большой и красивый аэроплан на День рождения (зрелость начинается с благодарности родителям), и та самозабвенно летает над домом. Во-вторых, когда Аксель целует ее, сохраняет устойчивость, а когда он признается ей в любви и предлагает сбежать, она говорит, что у нее много обязательств и она должна решить вопрос с домом. Потом она говорит Акселю, что любит его и обещает быть с ним, но наряжается как невеста и стреляет в себя. Это символическое отображение вечной любви печорина. Он никогда не разлюбит женщину, которая умерла раньше, чем разочаровала его. Аксель уже объявил Елене, что разлюбил ее, они ссорятся всю ночь, а потом оба становятся свидетелями смерти Грейс. Аксель понимает, что своей смертью Грейс навсегда сделала его своим женихом.



Дальше начинается алхимическая часть истории, собственно финал, но об этом поговорим потом. О шаманах, рыбах, и морских черепахах.

А пока давайте обсудим человеческую часть, любовную, делая скидку на то, что в фильме много символики бессознательного (вся тема с убийствами и самоубийствами, например, все это символические смерти и убийства) и не все надо воспринимать буквально. Так часто и так много люди себя не убивают физически, а вот в личностном смысле - да.

Как вам фильм? Разделяете ли вы мое восхищение? Поняли ли вы природу печориных лучше?

Печорины нас интересуют не сами по себе, а как те, в ком спонтанность имеет настоящую силу. Рыбаки - то же самое, только лучше, но их куда меньше, особенно в кино.

Tags: Кино, Психоалхимия
Subscribe
  • 62 comments
  • 62 comments

Comments for this post were locked by the author