Эволюция (evo_lutio) wrote,
Эволюция
evo_lutio

Categories:

Эволюция границ



Рапан, рыба, нерыба (русалка) и рыбак - это названия стадий формирования границ.

Давайте основные черты и признаки каждой стадии выделим.

И дальше в каждом следующем письме будем эти признаки отмечать и рассматривать.

Если видеть дефекты границ, сразу понятно, над чем работать.

И в большинстве ситуаций достаточно границы сознательно разделить, чтобы проблема решилась.

Учиться делить границы (отделять свое от чужого, осознавать это и действовать исходя из этого) - и есть работа по формированию границ.

А работа по формированию границ - это главная часть личностного роста.

Помните в сказках мертвую и живую воду?

Разрубленного на кусочки героя брызгают мертвой водой и его куски срастаются, потом брызгают живой и он оживает.

Вот живая вода - это поток, спонтанность. А мертвая вода - это формирование границ, собирание из частей целого.

Без хороших границ не будет нормального потока, растекается жизненная энергия в разные стороны, идет на формирование чужих фигур, а не вашей, кормит чужое поле, а не вас, истощается, а не пребывает.

Рапан - это киселеобразное существо, живущее в раковине, а от любого нагрева или просто от голода вываливающееся наружу.

Вместо границ у рапана раковина, в которую он прячется. Без такого внешнего, искусственного ограждения он беззащитен и слаб.

Внутренних защитных границ у него нет.

На этой стадии "разделение границ" воспринимается как дистанцирование, бегство. Дистанцируется рапан от тех, кто ему совсем не нравится, а тем, кто нравится, он быстро сливается.

С точки зрения онтогенеза рапан - это эмбриональная стадия границ, полное слияние с источником корма (с каждым, кто опознан как полезный). Тот самый перманентный внешний локус.

Рапан не может даже заметить чужую субъектность, он воспринимает свои влечения как исходящие извне предложения второго.

Если рапана к кому-то тянет, он уверен, что тянет его второй. Именно поэтому он считает, что его любовь = ответственность второго. Испытывая желание, он видит все признаки желания в другом. Рапаны любят, когда я пишу, что настоящая любовь - всегда взаимна, но они полагают, что взаимность возникает автоматически в ответ на их импульс. Или даже их импульс - это согласие на встречную любовь. Поэтому отсутствие взаимности вызывает в них обиду и гнев. Им кажется, что их позвали, а потом выгнали.

Вот это вот неразличение того, откуда поступает запрос и куда он обращен - это и есть эмбриональная стадия границ. Пренатальный хаос. Разбираться с этой стадией сложно, поскольку рапану часто не за что зацепиться, нет даже пунктирной линии на месте границ, нет даже ощущения присутствия чужой территории в эмоционально-психическом плане (в имущественном есть, хотя и там рапан сомневается, что его не обворовали богатеи). Рапан не видит отличия своей воли от чужой, поэтому то навязывает свою волю другому, то подчиняется чужой и не чувствует, что именно происходит.

Рапан не может отрефлексировать источник влечения, как человек с галлюцинациями уверен, что голоса в его голове звучат извне, потому что разницы между внутренним и внешним миром не ощущает. Психически рапан здоров, физически и интеллектуально может быть неплохо развит, а вот в личностном отношении он - крайний инфантил, у него очень сильная задержка личностного развития.

Никогда не путайте личностное развитие с психическим здоровьем и интеллектом. Психика у рапана может быть в порядке и мозг работает нормально и интеллект развит. Личность не за это отвечает. Личность отвечает за произвольную, осознанную саморегуляцию (в отличие от непроизвольной, автоматической, которая коллективна): то, насколько человек владеет своей рефлексией, осознает свои границы и может управлять сам своим вниманием. Большинство психически здоровых и интеллектуально развитых людей в личностном отношении инфантильны. Они не отличают свои волевые желания от реакций, они не контролируют свои влечения и поэтому реактивны, подчинены влиянию извне. В любовном ресурсе это проявляется как быстрый слив, неконтролируемое и нарастающее влечение к избраннику, границы которого лучше (то есть целостность больше, личность сильней, он и становится безусловным лидером).

Именно поэтому печориным и золушкам ничего не нужно делать при встрече с рапанами, те тянутся к ним сами и сливаются им.

Типичный рапан либо прячется в раковине, на дне (или улитка в винограднике), либо со свистом сливается в уху. В уху, поскольку минус в большом дисбалансе - это даже не корм, это демьянова уха.

Кроме плохого мы и большой короны (огромной добавочной значимости, постоянной переоценке своей СЗ), главный признак рапана - это решето.

Почему он хочет обсуждать свои размышления и сомнения? Потому что он уверен: его импульсы - это зов второго и он объясняет второму, чего бы он хотел, каковы его условия.

Если рапану захотелось поговорить, он ощущает это как желание второго поговорить с ним, и он идет навстречу, а потом объясняет, что не может долго ждать, что хочет поговорить немедленно, а потом не сможет. Если второй не отвечает сразу, рапан гневается, поскольку его пригласили к разговору и заставили ждать. Он не замечает, что никто его не приглашал, что импульс возник в нем, что это его запрос и второй к этому не причастен. Если рапану сказать, что второй занят чем-то другим, он испытает приступ горечи и обиды. Он может воскликнуть, что с него упала корона (если читает мой блог), но означать это будет то же самое: "меня обманули" или "меня заставили обмануться" и претензия к человеку, а так же желание отомстить за обман в нем останется. Он может сказать: "я вижу, что он не горит!" Но он снова оскорблен и обижен, потому что его импульс не вызвал мгновенной взаимности, он наткнулся на стену, он был отвергнут и унижен, и оставлять это так нельзя. Но сначала рапан хочет убедиться, что где-то рядом нет открытой двери, ему кажется, что его просто не так поняли, поэтому он много раз поясняет, чего бы он хотел и как ему неприятно не получать желаемого. Убедившись, что двери нет, рапан приходит в крайнее негодование и ненавидит того, кто заманил его и унизил. Он воет, что теперь ему будет трудно кому-нибудь доверять, он оплакивает свою фрустрацию и горюет над необходимостью вернуться в башню. Иногда он выбирает ракушку улитки и виноградник, чтобы сохранить чувство достоинства, как ему кажется, и оценивать сверху проходящих мимо путников.

Рыба - это следующая стадия формирования границ, та самая пунктирная линия.

Чужая субъектность уже наметилась, но все плавают в одной и той же луже, территория общая, хватай и беги.

Рыба ощущает тревогу, она боится, что ее съедят, но понимает, что и сама должна быть подвижной, чтобы успеть схватить ртом.

С точки зрения онтогенеза рыба - это младенческая стадия или стадия раннего детства.

Маленький ребенок уже догадывается, что грудь мамы - не его часть, но когда ему хочется есть, он требует или просит.

На стадии рыбы человек активно использует щипцы и даже скалки, но в отличие от рапана он частично их замечает. Он чувствует, что импульс желания возникает в нем, он не думает, что ему этот импульс навязали извне, поэтому такого незамутненного хочу и такого праведного гнева в ответ на отказ не испытывает. Но он не уважает второго, не признает в нем полноценной субъектности, а думает, что может заставить, обхитрить, убедить.

В силу этого его решето уже не такое решето, а скорее сито. Он не вываливает все, что хочет и о чем думает, он немного хитрит, фильтрует, его щипцы имеют более изящную форму, а скалкой он старается попадать в самые слабые места. То есть он уже чувствует свои пыточные инструменты, но уверен, что без них никак. Что если "уважать чужие границы" так и останешься ни с чем. Все общее и кто успел, тот и съел. Побеждает сильнейший (тот, у кого больше пыточных инструментов).

Другой в рыбьем представлении слабак и дурак, который сам не знает, чего хочет, ему надо доказать и объяснить, а иногда даже заставить. Быть сильным - это быть победителем в борьбе за чужое (рыба считает это общим или даже своим, которое надо защищать силой).

С рыб корона не сваливается так громко и неожиданно как с рапанов. Она меньше, но часто лучше прибита к голове или привязана на резинке или лежит на тарелке. Это происходит потому, что рыбы думают, что осознанно прибегают к короне, что корона - это самоуважение, это высокая самооценка, которая поддерживается (тарелкой и резинкой) ради преимущества.

Рыбы хвастаются, рыбы оправдываются, рыбы следят за другими через щели, рыбы кривляются, у рыб те же самые баги почти как и у рапанов, но рыбы думают, что многое они делают специально, и без этого никак. Они как будто не страдают от багов, они наслаждаются ими. Часто они даже считают, что рыбачат (или пикапят, или охотятся, или манипулируют, применяют технологии в общем).

На стадии рыбы бывает самый большой кризис мировоззрения, поскольку человек видит только два пути: пассивная рыба, которая ждет милости от судьбы, и активная рыба, которая воюет за место под солнцем, но понятия о нормальных границах и уважения к чужой воле у рыбы нет и она не понимает, как это выглядит.

Заканчивается стадия рыбы, когда человек осознает, что другие - не трофеи, они не подчиняются его воле, что интересы должны совпасть, чтобы другой следовал за ним, что давление, насилие и манипуляции оказывают обратный эффект и снижают спонтанное влечение и интерес человека, а не увеличивают. Что спонтанный интерес человека растет, когда никакие щипцы его не касаются, а есть лишь желаемое им вознаграждение (мотив - это и есть желаемое вознаграждение).

Едва рыба по-настоящему осознает вред всех пыточных инструментов, стадия рыбы подойдет к концу, и начнется то самое признание чужой субъектности, а так же полноценной, отдельной своей, то есть начнется формирование как таковых личных границ - самоуважения и уважения к людям.

До этого рыба может хоть весь язык отбить, заверяя, что она очень уважает других, однако пока она думает, что может повлиять на другого словами (тем более мыслями) и ее давление может направлять чужие желания, она никого не уважает, включая себя, поскольку рассматривает себя и других как части единого целого, без личных границ.

Личные границы - это когда все отдельно, сами по себе, у каждого свои интересы, а дружба и любовь возникают от совпадения этих интересов. Вот заинтересовало человека что-то в вас или с вами связанное, он и потянулся к вам. А не просто так обнаружил ваш интерес и подключился как электроприбор к сети. Нет, у него своя сеть и в этой сети вам нашлось место. Не будет места, не будет интереса к вам. А если вы станете грубо противоречить его собственным интересам, особенно интересам приоритетным, важным, превратитесь во врага. Даже если раньше были близким и любимым. Если же главные интересы человека оказываются с вами тесно связаны, вы начинаете играть в жизни человека значимую роль, ваша фигура оказывается в центре его поля и растет от его спонтанного внимания (интереса).

Те, кто ясно это представляют и не имеют иной картины мира, переходят со стадии рыб на стадию нерыб и дальше.

Границы у нерыб уже хорошие, поле - на их стороне, поток нормальный и стабильный, им не стоит труда видеть встречные интересы людей и учитывать их. У них есть эмпатия, просто потому, что уже нет слияния.

Чтобы нерыба превратилась в рыбака, человек должен не просто учитывать чужие интересы и находить компромисс, его собственные запросы должны ориентироваться на интересы других. Для этого необходим большой запас автономии и привычка опираться только на себя.

Это стадия, когда противоречий между своим хочу и чужим хочу уже нет или почти нет, однако формирование границ начинается именно с осознания конфликта, с осознания разницы и даже противоречий между своим и чужим.

Если на стадии рыбы и особенно на стадии рапана считать, что люди - это нечто единое, совершенно дружное и миролюбивое (за исключением некоторых уродов и отщепенцев), не сможешь даже осознать чужую субъектность, так и останешься в эмбриональном или младенческом слиянии с другими.

Именно поэтому так опасно носить белое пальто и подменять добротой и щедростью инфантильную зависимость от других и невротическую тревогу.

Сначала надо осознать конфликт интересов и в полной мере усвоить разницу Я и Других. А потом уже налаживать и формировать продуктивные связи, будучи уже целостным и отдельным субъектом.

Без личностного развития стать полноценным членом группы невозможно. Только частью стада, без воли и сознания. А стадо плохо тем, что идет за любым пастухом, у которого в руках дудка или кнут. Ну и бытие стада - это совсем не то же самое, что индивидуальное бытие личности.

Получается видеть в письмах признаки разных стадий?

Tags: Поле, Психоалхимия, Рыбалка
Subscribe
  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Comments for this post were locked by the author