Эволюция (evo_lutio) wrote,
Эволюция
evo_lutio

Categories:

Превращение в Диану

С точки зрения психоанализа инициация женщины – зеркальный перевертыш от инициации мужчины. Мужская инициация – решение эдипова конфликта, женская – решение конфликта электры. Мужчина должен победить отца, чтобы получить доступ к материнской фигуре, женщина должна победить мать, чтобы получить доступ к отцовской фигуре.

Если мужскую инициацию психоанализ описывает примерно верно (например орфическую инициацию и тот обряд, который хорошо описан в русских народных сказках – освобождение Василисы-силы из лап Кощея), то женская инициация куда сложней (впрочем, Фрейд этого и не отрицал и комплекс электры считал недодуманной концепцией).

Женскую инициацию лучше всего описывает миф о том, как Аид похитил Кору, а ее мать Деметра ее вызволяла. Миф завершается тем, что Деметра и Аид помирились и договорились делить Кору: треть года она - с мужем, две трети - с матерью. Что это значит?



Мужская фигура для гетеросексуальной женщины означает доступ к энергии (спонтанность). Для мужчин наоборот, энергия имеет женский лик (Эвридика для Орфея). И это не Фрейд выдумал, это суть всех древних инициаций, поскольку они создавались во времена культа плодородия, и секс, как и пол, имел важнейшее значение. Секс=энергия. Фрейд вообще очень много брал из оккультизма, хотя и писал, что ненавидит оккультизм и очень ругал Юнга за пристрастие к этому. Но сам, конечно, брал очень многое и изучал внимательно. Оно и понятно, где еще рассмотреть коллективные символы как не в мифах и обрядах.

Итак, Аид в мифе про Кору означает энергию. Девушка Кора была соблазнена Аидом и утащена под землю. Мать бросилась на поиски дочери. Материнская фигура в мифе олицетворяет закон, долг, родительскую фигуру, волю (Короля, в общем-то). Селена (инфантильная ипостась Коры) выбирает спонтанность, удовольствие, секс, страсть, свободу и возвращаться к матери не хочет. Я уже описывала, что полноценная Селена всегда имеет конфликт с Гекатой, с материнским принципом, и если подчинится Гекате полностью, утратит энергию. Очень многие комментаторы, которые пишут, что в юности у них было меньше энергии, чем сейчас, возможно были слишком придушены своей Гекатой и никогда не были полноценными Селенами. Принцип Селены – выбор между Гекатой (внутренней материнской фигурой) и Аидом (или Аполлоном, в общем мужской фигурой) – в пользу Аида, в пользу спонтанности и секса. В этом вся Селена. Запомнили?

Если девочка загружена, серьезна, грустна, послушна, тревожна, уступчива, она выбрала Гекату, она находится под ее властью. Она никогда не была Селеной, возможно, она сразу стала Каллисто.

Еще один выбор между Аидом и Гекатой в пользу Гекаты – это Дафна. В чем разница между Дафной и Каллисто?

Дафна – это Марья Моревна из русских народных сказок, которая подвесила Кощея в кандалах к потолку своей темницы. То есть Дафна победила свою спонтанность, придушила ее, и считает, что в этом ее сила, воля, торжество ее разума.

А Каллисто – не Моревна, она сидела и лила слезы, пока Деметра ее не спасла. И теперь она продолжает прятаться, и искать во всех родительскую фигуру. А хаоса в себе очень боится и старается его подальше гнать. Часто становится ради этого очень религиозной и молится небесной родительской фигуре «отче наш», чтобы спас и защитил от демона.

А Дафна сама демона скрутила и подвесила. Жаль не поняла, что это был не демон, а полезная ей и важная энергия.

Но это Дафна и Каллисто в возрасте Селены, юные женщины. А как выглядит женщина, которая в юности была нормальной Селеной, вполне себе спонтанной, влюбчивой и живой, а потом свернула на путь Дафны или Каллисто.

Выраженная Дафна всегда почти получается из Коры, которая обиделась на Аида. Да, это то самое «недотраханная» и прочие эпитеты, с той лишь разницей, что «дотрахать» Дафну нельзя, она фрустрирована обидой или разочарованием. Она закрыла свои каналы и секса, и любви, и другие некоторые, отключившись от тех ресурсов, которые, как ей кажется, превращают ее в «корм». Иногда и от дружбы отключается (используют) и от семьи (кровь пьют) и от имиджа (навязывают стандарты) и от учебы (сама учитель). Фрустрация Дафны (и вообще любая фрустрация) происходит всегда от того, что она не получила желаемого, а вложила, как ей кажется много. Поэтому впредь она решила вкладывать поменьше, стала вкладывать меньше, получать еще меньше, и так постепенно утратила интерес к любви, сексу, а иногда дружбе, семье и имиджу. И занялась (как правило) пропагандой.

Человек, который фрустрировал ресурсы, почти всегда начинает пропагандировать отказ от этих ресурсов, агитирует знакомых и незнакомых, до кого доберется. Это связано с тем, что фрустрированные ресурсы вызывают у человека болезненное ощущение каждый раз, когда их пытаются подключить, а такие попытки совершаются то и дело со стороны мира, люди говорят о любви, фрустрант видит упоминания и изображения секса, он смотрит фильмы про дружбу, читает описание семейных ценностей, и его фрустрированные ресурсы в буквальном смысле зудят и саднят. Он чувствует раздражение и в полном смысле слова «на меня давят со всех сторон». Чайлдфри возмущаются, что их повсюду пичкают деторождением, асексуалки жалуются, что от секса проходу нет, циники плюются от обилия слюнявой романтики. Этим людям действительно больно и неприятно, они не лгут. Чтобы как-то реализовать защитную агрессию, они прибегают к контр-пропаганде.

Как из Селены получается Каллисто? Примерно так же. С той лишь разницей, что Каллисто испугалась Аида, а не обиделась на него. Ей стало казаться, что Аид хочет ее съесть, поглотить, забрать из нее всю энергию, и она стала прятаться от страха. Аид – это символ секса и страсти, любых сильных чувств и эмоций, и удовольствий. Короче, спонтанность. Каллисто больше не может себе позволить быть наивной и доверчивой, она знает, что плотская любовь приводит к боли, а секс без любви превращается в грязь. Ей больше не интересны эмоции, она должна жить не для радости, а для совести. То есть если Дафна пленяет демона, Каллисто носит обереги. Иногда, правда, и оберегов не нужно, все страсти угасают сами всего лишь от осознания, насколько они энергозатратны и опасны.

Что чувствует Каллисто, когда окружающие теребят ее фрустрированные ресурсы (а без спонтанности большинство ресурсов оказываются фрустрированы, конечно же)? Она чувствует сострадание к этим несчастным. Она чувствует скорбь за них. Иногда, правда, она может и восхититься людьми, которые горят страстями, позавидовать их энергии, но тут же подумать о том, что нельзя тратить силы на такую ерунду, нужно тратить эти силы на пользу. То есть Каллисто не понимает, что энергию невозможно расходовать рационально, что это все равно как пытаться сделать рациональным творческий процесс, что от власти ума спонтанность начинает исчезать. Ей кажется, что у нее мало энергии, потому что она неправильно распределяет силы, или у нее воруют близкие, или от природы не много дано. Она не понимает, что для энергии нужны чувства, интерес и свобода, а от груза долга и рассудительности энергия иссякает. Она думает, что энергию можно распределять и расходовать с помощью бухгалтерских программ. На самом деле она просто слишком боится быть съеденной Аидом, а значит не получит никакой энергии, ни на что. Потому что получить энергию она может только у него. А еще она осуждает Аида и считает его порочным. То есть она моралистка, а у моралистов всегда очень мало энергии.

А что же Диана? Как же ей удалось не поссориться со своим Аидом?

Посмотрите, Селена жила у Аида постоянно, прячась от строгой матери, иногда звонила ей с неизвестного номера и говорила «все нормально, мам, мне классно». То есть Селена жила лишь тем, что ей интересно, приятно, волнующе, крышесносно, и выбирала всегда в пользу этого, а мысли о долге, об ответственности, о будущем гнала прочь. В этом – вся Селена. Иногда она подчинялась матери, но всегда помнила, что это именно вынужденное поведение, а не ее воля.

Чтобы девушка превратилась во взрослую женщину, она должна найти компромисс между осознанным и бессознательным, между полезным и приятным (только в данном мифе Король – это Деметра, а Королева – Аид, поскольку Король-Королева - это мужская модель, а здесь – женский миф). Полезному нужно отводить две трети жизни, а приятному одну треть. Только важно понимать, что полезное тоже может быть приятным и должно быть приятным. То есть одну треть нужно уделять тому приятному, которое кажется не таким уже полезным.

Чтобы Персефона (взрослая Кора, то есть Диана) не забыла его, Аид дал ей съесть гранатовое зерно. Это символ означал нерасторжимость их брака, ее верность и преданность ему. Пожалуй, единственная возможность сберечь спонтанность во взрослом возрасте, если ресурсы пока недостаточно прокачаны, просто помнить о ее важности, просто позволять себе удовольствия, без пользы. Люди именно так убивают свою энергию: когда начинают экономить и рационализировать слишком, не понимая, что удовольствие – это не безделье, не бессмысленная трата времени, а восполнение запасов энергии. Не менее трети всего времени должно быть истрачено на то, что просто приятно и очень интересно, даже если пользы от этого нет. И да, приятное следует искать в мире чувств, а не только в интеллектуальной сфере, Аид – это именно эмоции и ощущения.

Сильная Диана появляется, когда Аид настолько примиряется с Деметрой, что начинает бывать в гостях, а Деметра посещает дочь у зятя. Именно это дает прокачка ресурсов – польза начинает сочетаться с удовольствием почти постоянно. Тогда проблем со спонтанностью становится все меньше. Но сама инициация заключается именно в том, чтобы признать важность того и другого, иначе спонтанность просто потеряешь, а без нее ресурсы даже не подключишь.

На пути к Диане очень легко стать Дафной или Каллисто, если начать ругать себя за удовольствия и пытаться всегда тратить время только с пользой или если начать бояться порочных страстей и избегать их. Чем больше презрения и неуважения к Аиду, тем больше шанс стать Дафной или Каллисто, а иногда их гибридом.

По большому счету, и Дафну и Каллисто можно свести к ханжеству и морализму, к тому самому бело-польтовому. Аид – это царь подземного мира, не нужно забывать, и очень многое связанное с ним имеет оттенок порочности в обыденном сознании. Одна треть «плохого» во всем «хорошем» часто помогает это «хорошее» оживить и сделать активнее (надо еще помнить, насколько это условно - хорошо и плохо). Теряют энергию люди, которые начинают думать, будто знают, что хорошо, а что плохо, которые категорично судят других (и себя), которые делят мир на черное и белое, которые торопятся навесить ярлыки, которые мыслят плоско и однозначно, не обращая внимания на контекст. Это быстро истребляет спонтанность.

Мир Дианы черно-белый, а мир Гекаты (после второй инициации) вообще цветной, у нее нет понятия добра и зла, но это высокий уровень сознания (такое неразличение бывает и от инфантилизма, но выглядит иначе). Диана добро и зло разделяет, но все-таки считает, что все относительно, что зло – это всего лишь угол зрения, а посмотреть можно и иначе. То есть мышление Дианы шире, чем Дафны и Каллисто, поэтому энергии больше.

Без симпатии к Аиду и его миру теней Дианой не станешь, никогда не станет Дианой женщина-ханжа, следующая кондовым принципам и догмам. Без достаточной гибкости у нее не будет ни самооценки нормальной, ни локуса контроля, ведь независимая самооценка может быть, когда критериев оценки слишком много, а если они однозначны, самооценка зависима. И локус внутренний может быть, когда нет представления об единых для всех правилах, когда человек считает, что другие люди имеют право на свои какие-то представления, а он имеет право охранять свою территорию.

Про любовь Персефоны и Аида я продолжу и расскажу наконец про имидж Дианы.

(С) Марина Комиссарова

Tags: Женская инициация
Subscribe

Posts from This Journal “Женская инициация” Tag

  • Женский вирус

    Есть одна установка, не просто баг, а настоящая вирусная программа, из-за которой многие женщины сидят в яме и не думают оттуда вылезать. С…

  • Стереотип женственности

    Некоторые думают, что гендерные стереотипы - это зло. Причем глупое такое зло, почти случайное. Или искусственное зло, кем-то однажды выдуманное и…

  • Женская осень

    Женская осень - это возраст от сорока до шестидесяти лет примерно. Многие женщины в этом возрасте активны и красивы, но процесс старения скрыть от…

  • Мифы старых девочек

    Вернемся к теме о превращении немолодых девочек в женщин, но сначала - о мифах, которые это сделать мешают. Мифы не просто так появляются, они…

  • Сексапил в имидже

    Интернет до сих пор обсуждает пост про ошибки взрослых женщин, как будто до меня никто не писал, что короткие юбчонки - для девчонок. Многим…

  • Конфеты для короны

    В этом посте давайте собирать разные высказывания, которыми женщины подкармливают корону. Сначала для женской короны - конфетки. В другом посте…

  • Голод в имидже

    Я помню, что обещала про ошибки в мужском имидже, но пока вынуждена опять написать про имидж женщин, раз у них все так плохо. Пост про ошибку…

  • Ошибка взрослых женщин

    Есть одна типичная ошибка в имидже взрослых женщин. Заметить эту ошибку очень сложно не только им самим, но и со стороны. То есть всем видно,…

  • Богини

    Вместо того, чтобы работать над багом Слияние и другими багами, находясь в яме, в зависимости от мужа, с дырами в ресурсах, женщины растят…

  • 18 comments
  • 18 comments

Comments for this post were locked by the author