Эволюция (evo_lutio) wrote,
Эволюция
evo_lutio

Category:

Однажды в Голливуде



Пока я не видела фильм Тарантино "Однажды в Голливуде", из отзывов даже приблизительно не могла понять, какой сюжет.

Многим почему-то кажется, что сюжет - вещь не обязательная и сюжета в фильме вообще может не быть. На самом деле в любом хорошем фильме есть четкий и стройный сюжет, который держит всю конструкцию фильма и удерживает внимание зрителя, даже если зритель не может этот сюжет потом сформулировать. Очень многое из того, что нас держит, мы не можем не то что сформулировать, а даже осознать.

Давайте на примере этого фильма, который большинство посмотрели и впечатления пока свежи, расскажу, как видеть сюжет в фильме.

Конструкция у любого сюжета одна: завязка, развитие с поворотом (чем длинней фильм, тем больше поворотов), кульминация и развязка.

В хорошем сюжете завязка происходит сразу, даже если кажется, что есть длинная предыстория.

Закон драматургии таков, что если сразу не будет крючка с наживкой, внимание зрителя будет рассеяно.

Это общий закон любой рыбалки, как вы уже понимаете, наверное.

Завязка - это конфликт, который зрители сразу должны увидеть и заинтересоваться, тогда они будут следить за его развитием, удивляться или волноваться на поворотах, а к кульминации придут заряженные эмоциями и впечатлениями.

В драматургии все примерно так же, как в хорошем сексе.

В фильме "Однажды в Голливуде" завязка - это интервью с Риком и Клиффом в самом начале фильма. Рик - звезда ТВ-вестернов, Клифф - его дублер-каскадер, исполняющий сложные трюки.

Рик в интервью на первом плане самопрезентуется и похваляется тем, что мог бы исполнять все трюки без каскадера, но в случае малейшей травмы он подвел бы съемочную группу, поэтому приходится использовать каскадера. Клифф улыбается за заднем плане и на вопрос: "Вы согласны, Клифф?" отвечает: "Да, я несу его ношу".

Вот конфликт.

Клифф делает вид, что является оруженосцем рыцаря, Рика, а на самом деле он как самурай при феодале выполняет всю основную работу. Но он скромен и доволен своей миссией на заднем плане, в маске.

Клифф ведет себя как верный слуга. Выполняет роль водителя, поскольку у Рика отобрали за пьянку права, чинит его телевизионную антенну на крыше, сопровождает везде шефа (как сам его называет) как телохранитель. Зрители сериалов знают только Рика, а Клиффа не видят, Рик с удовольствием скрыл бы факт, что у него есть каскадер, вообще. Когда Клиффа нет рядом, он может и приврать, будто выполняет некоторые трюки сам. На самом деле Рик не способен сам даже просто держать в руках огнемет, ему слишком жарко. Его радует, что Клифф так похож на него, что у зрителей создается иллюзия, будто он работает в кадре без каскадера.

Насколько важна репутация актера для зрителей, мы слышим в диалоге Рика и итальянского продюсера. Тот объясняет ему, почему его звезда клонится к закату. В каждом фильме он играет только злодеев и в каждом фильме в конце ему обязательно бьют морду, он проигрывает главному положительному герою. Но зрители не могут отличить актера от образа, в их представлении Рику Далтону бьют морду такие и такие актеры, даже новички. Значимость его в глазах зрителей падает, а значит и продюсеры предлагают ему роли во все более дешевых фильмах. Так происходит закат звезды.

Все в курсе, что фильмы Тарантино всегда состоят из цитат и отсылок. В данном случае это отсылка, например, к Марлону Брандо, который часто отказывался играть плохих героев, а в то самое время, в конце 60-ых стал вообще отказываться играть в кино, поскольку сценарии и образы ему не нравились. Марлон хорошо понимал, что зрители, в идеале, должны влюбиться в героя, а для этого у него должен быть благородный и сильный духом персонаж, а не какая-то мелочная дрянь.

От осознания происходящего Рик рыдает в машине, а Клифф дает ему свои очки, чтобы никто не видел его слез. Сам Клифф никогда не унывает и шутит, что ему не понятно горе Рика, поскольку сам он никогда не был звездой. В этих словах - ирония. Для зрителей персонажи Рика - это сильные и ловкие парни, умеющие классно драться и кувыркаться на большой высоте, перехватывать ножи и кидать лассо. Но Рик ничего этого не умеет делать, всю самую лучшую, самую привлекательную часть его героев создает за него Клифф. Все, чем подкупает зрителей Рик, делает Клифф, но при этом статус Клиффа - оруженосец при рыцаре.

Если вы увидели завязку и основной конфликт в фильме, вам легче и интересней следить за его развитием. Обороты конфликта в хорошем фильме должны динамично нарастать. СЗ героя должна расти для зрителя. Все дополнительные линии и эпизоды дополняют основной конфликт, это делает структуру фильма сильней, как ствол древа с ветвями и кроной листвы.

Вот режиссер нового сериала, где снимается Рик, хочет сделать ему парик и усы, а когда Рик жалобно спрашивает, как же его тогда узнают зрители, режиссер говорит, что не хочет, чтобы его узнавали. Рику печально. После этой сцены Рик знакомится с девочкой, которая играет небольшую роль в фильме, и та отказывается сказать ему свое имя, говоря, что предпочитает жить в образе своих героинь, забыв о себе, это миссия актера. Рику становится еще печальней. Он рассказывает девочке сюжет книжки про ковбоя, упавшего с лошади и потерявшего статус лучшего наездника, и уже не может сдержать рыдания.

Тем временем Клифф чинит антенну Рика и вспоминает случай, после которого его возненавидела жена руководителя группы каскадеров. Он старается вести себя тихо, но не удерживается и начинает ржать над хвастливой речью Брюса Ли. В результате у них происходит поединок и Клифф ударяет Брюса о машину той самой жены, помяв ее. Клиффа выгоняют со съмки.

В отличие от Рика, одержимого славой и все время роняющего корону, у скромного Клиффа нет короны и много самоуважения. Поэтому он так красив на контрасте с Риком. Рик плачет, нервничает, разговаривает сам с собой от лица строгой родительской фигуры, напивается, ругает себя за пьянки, потом опять запивает горе. А Клифф все время расслаблен, смеется, смотрит прищурившись, как суффийский дервиш, настоящий герой-маг.

Сюжет развивается дальше.

Соседи Рика по дому, который он купил в Голливуде за бешеные деньги, чтобы присоседиться к тамошнему обществу, режиссер Роман Полански с женой Щэрон Тейт. Рик мечтает познакомиться с соседями и войти в голливудскую тусовку, но соседи не замечают его. Это очень известная пара. Образованные люди, смотрящие этот фильм, не могут не вспомнить жуткую историю, связанную с этим домом.

Это не правда, что без понимания контекста и всех цитат, постмодерн Тарантино невозможно смотреть. Сюжеты его фильмов интересны и без понимания ссылок и ассоциативных рядов, структура фильмов многоэтажна и каждый этаж интересен сам по себе, без других. Но видя все этажи, понимая куда отсылает режиссер, смотреть его фильмы, конечно, еще интересней.

В реальности Роман Полански с женой Шэрон Тейт прожили в голливудском доме всего полгода. Жена Полански уже приехала в дом беременной, а когда она была на девятом месяце, произошло страшное ритуальное убийство, которое до сих пор обсуждается, тем более, что организатор убийства, Чарльз Мэнсон умер всего два года назад, в тюрьме. Мэнсон - глава преступной организации-секты "Семья", и по его приказу в дом Полански, пока тот был на съемках, ворвались трое отморозков с ножами и револьверами и зверски убили беременную жену и нескольких друзей, нанеся множество ножевых ранений. Дом был залит кровью, а на стене кровью жены Полански было написано: "Свинья" (Pig).

Вот эту страшную историю, после которой старому Голливуду пришел конец и началось массовое движение против наркотиков и некоторых других либеральных свобод и ценностей, Тарантино решил переписать по-своему, красиво, введя двух вымышленных персонажей: собирательный образ типичной звезды телесериалов, Рика, и настоящего героя - Клиффа. Клифф обладает всеми необходимыми чертами для Героя, каким тот должен быть с древних времен по наши: ироничный, смелый, сильный, не привязанный к материальным ценностям, благородный, скромный, спокойный и неторопливый, но когда надо очень быстрый и всегда искрящийся спонтанностью.

И то что зрители еще раз влюбились в Брэда Питта, а женщины застонали, как же он хорош, доказывает, что образ Героя Тарантино удался.

Когда Клиффа выгоняют со съемки из-за драки с Брюсом Ли, он подсаживает в машину девчонку-хиппи, которую видел до этого уже два раза и она ему каждый раз лучезарно улыбалась фирменной улыбкой белоснежек и зазывала его. В этот раз она уговаривает его отвезти ее на ранчо Спана. Клифф знает это ранчо, поскольку снимался там в вестернах. Он знает хозяина этого ранчо, поэтому его очень удивляет, что девчонка живет там вместе с кучей своих друзей. Девочка по кличке Киска нравится ему, однако на ее сексуальное предложение он отвечает, что она слишком мала, а он слишком стар, чтобы садиться в тюрьму за совращение.

Клифф привозит Киску на ранчо, видит, что там и впрямь сборище хиппарей (Чарли нет, хотя Киска его ищет, чтобы познакомить с Клиффом), и решает пойти в дом хозяина, чтобы убедиться, не сделали ли они с ним чего. Это реальная история, Тарантино ее не выдумал. Семья Мэнсона действительно жила долгое время на ранчо Спана в Долине Смерти у слепого хозяина, расплачиваясь с ним наркотиками и сексуальными услугами.

Клифф разговаривает с хозяином, понимает что тот хоть и в плохой ситуации, но дает себе отчет в том, что происходит, и даже гордится тем, что девушки занимаются с ним сексом. Клифф не надевает корону Спасателя и покидает дом.

Но "Семью" Клифф уже настроил против себя, когда против их воли ворвался в дом хозяина ранчо.

Заслуживает внимания его разговор с Киской.

- Ты разочаровал меня! - говорит ему обиженная Киска.
Клифф на ходу соглашается, улыбается ей и идет к машине.
- Уезжай! - кричит ему Киска.
- Уже уезжаю, - смеясь отвечает ей Клифф.

Однако он видит, что колесо у машины проколото и парень-хиппи издевательски смотрит на него. Клифф достает запасное колесо и предлагает парню поменять. Тот посылает его. Клифф несколькими жестокими ударами разбивает ему лицо и заставляет поменять колесо. Кучку агрессивных девушек он предупреждает, что если они двинутся с места, он выбьет парню все зубы. Когда парень с окровавленным лицом послушно приводит машину в порядок, Клифф уезжает.

И через полгода трое членов этой банды приходят в дом Рика, чтобы совершить ритуальное убийство, поскольку пьяный Рик их обругал и это стало искрой для революционных настроений против голливудской элиты. Бунтари не знают, что там Клифф, но он их вспоминает по ходу. В версии Тарантино им не суждено было добраться до дома Полански, они нашли свою смерть раньше, встретившись с Клиффом и его собакой.

Здесь стоит сказать еще про одну линию, линию с женами. Жены в фильме прессуют мужей разными способами.

Рик, полгода снимаясь в сериалах в Италии, заработал много, но все почти истратил, потому что женился. Женитьбе он и сам не рад как будто, но это как фатум. Он вынужден расторгнуть договор с Клиффом, поскольку ему придется продать дом и как-то экономно распределить деньги. На карьеру в Голливуде он больше уже не надеется.

Ночь ритуального убийства - это их прощальная ночь, когда друзья решили напиться вместе перед расставанием.

Жена Рика спит, недовольно ворочаясь и храпя. Примерно так же угрожающе храпела жена Полански.

Только у Клиффа нет жены.

Зато за ним тянется слава женоубийцы, судачат, что он убил жену, которая имела сварливый нрав. Как было дело, никто не знает, но слухи ходят. Именно за это его ненавидела жена того самого руководителя каскадеров, которой Клифф помял машину головой Брюса Ли.

Та жена была особенно грубой командиршей. Показательна сцена.

- Собирай свои вещи и убирайся, Клифф, - сказала она ему после инцидента с Брюсом, хотя ее муж, нанявший Клиффа, стоял рядом.
- Дай мне самому с этим разобраться, - потребовал у жены муж.
- Разбирайся сам, - позволила жена.
- Собирай свои вещи и убирайся, Клифф, - послушно повторил муж от своего лица.

Теперь Клифф живет один, с сукой мастифа. Таратино первый раз показывает нам эту собаку так: Клифф лежит на полу дома и целуется с кем-то, но мы не сразу видим, что его лижет в лицо собака, а он повторяет ей ласково: "Моя девочка". Насмешливый Тарантино дает понять, что только такая подружка никогда не подведет.

Собственно эта собака и спасает ситуацию, когда обдолбанный кислотой Клифф (а кислотную сигарету он купил у хиппи) потерял бдительность, приняв убийц за свои глюки. Собака кидается на парня с револьвером и рвет его на части. Потом и Клифф подключается. Они кромсают трех преступников на куски, превращая в кровавое месиво. И это очень красиво, учитывая ту страшную историю, которая была в реальности.

А Рик, отдыхающий в это время в бассейне, подключается в самом конце, достав тот самый огнемет, который всегда держал за него Клифф и сжигает огнем одну преступницу, уже пожеванную до этого мастифом.

Только у Полански - хорошая жена. Она безмятежная, довольная собой, все время танцует и немного в трансе, красавица-актриса, влюбленная в свои фильмы и в себя на экране. Но она зато вписала своего мужа в треугольник, с ними вместе живет ее бывший бойфренд, поджидая когда Шэрон надоест ее муж.

То есть все жены в фильме не очень. А собака - друг человека.

Финал фильма смешной и грустный. Клиффа ранят и он, возможно, уже не сможет быть каскадером, но он шутит, прощаясь с Риком и уезжая на скорой помощи в больницу, заверяет его, что с ним все будет отлично.

А у Рика исполняется его мечта. С ним выходит на контакт обеспокоенная шумом и дымом жена Полански, которая должна была стать жертвой кровавого преступления, хотя и не ведает об этом (но будто догадывается, когда с любопытством и страхом она смотрела на Чарли Мэнсона, собственной персоной, зашедшего в их двор месяцы назад).

Рик рассказывает о кровавой резне, на что соседи спрашивают, со всеми ли в порядке. "Ну с хиппарями то нет, - смущенно отвечает Рик. - А так да, спасибо". Он гордо рассказывает, как он сжег одну огнеметом и в этот раз это - чистая правда. Клифф в этот момент был ранен и не мог взять огнемет из рук хозяина, пришлось тому справляться самому.

Шэрон выражает восторг, чувствует благодарность за спасение от преступников и предлагает Рику лично познакомиться, приглашает его в гости.

Рик поражен и счастлив. Самурай не только спас хозяина с его женой, но и сделал ему напоследок царский подарок. Теперь Рик сможет войти в голливудскую тусовку и, возможно, примет участие в новых фильмах.

К сожалению Клифф вряд ли сможет продолжить свою карьеру в кино. Но Рика, похоже, это не так уж беспокоит.

Обсудим фильм?
Tags: Кино
Subscribe
  • 67 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
  • 67 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Comments for this post were locked by the author